СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОГ


Заведующий кафедрой Ковтун Павел Владимирович, кандидат технических наук, доцент 

Структура:  В настоящее время учебный процесс на кафедре ведут: кандидаты техн. наук, доценты Ковтун П.В., Матвецов В.И., Инютин В.И., Кебиков А.А., кандидат экон. наук, доцент Царенкова И.М.; старшие преподаватели:Жуковец А.Г., Этин Ю.М., Довнорович Л.В.;ассистенты: Мирошников В.Е., Бандюк Н.В., Железняков Н.А., Романенко В.В., Цыганков В.Г.
Основные задачи служебной деятельности:Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» осуществляет подготовку студентов II–V курсов специальности 1–37 02 05 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» специализация «Строительство железных дорог и путевое хозяйство» и специальности 1–70 03 01 «Автомобильные дороги» специализация «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Историческая справка:28 июля 1953 года Совет Министров СССР принял распоряжение №9866 об открытии с 1 октября 1953 года в городе Гомеле Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта (БелИИЖТа) с передачей ему всех зданий и сооружений бывшего Управления Белорусской железной дороги. 14 ноября 1953 года приказом министра путей сообщения СССР №719 начальником БелИИЖТа утвержден Петрукович Алексей Алексеевич.В августе 1954 года осуществлен второй набор студентов. К началу учебного года создано 11 кафедр, в том числе и кафедра «Общий курс железных дорог, путь и путевое хозяйство», которую возглавил кандидат технических наук, доцент Петрукович Алексей Алексеевич.Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» была организована на строительном факультете в 1994 году. Преподавательский состав кафедры был сформирован из преподавателей кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог» и преподавателей кафедры «Дороги и дорожно-строительные машины». Предшественниками кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» по закрепленным за нею в настоящее время циклам дисциплин являются:- кафедра «Общий курс железных дорог, путь и путевое хозяйство» строительного факультета, созданная в 1954 г. С 1959 г. кафедра называлась «Путь и путевое хозяйство», а в 1993 г. была переименована в кафедру «Дороги и дорожно-строительные машины»;- кафедра «Строительное производство» факультета Промышленное и Гражданское Строительство (ПГС), образованная в 1965 г. В 1980 году из ее состава выделилась кафедра «Строительство железных дорог», объединенная в 1987 году с кафедрой «Изыскания и проектирование железных дорог» и получившая название «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог». В таком составе кафедра продолжала работать до 1993 года.Сотрудничество этих двух кафедр обеспечивало подготовку специалистов для работы в двух отраслях народного хозяйства – в строительстве и на транспорте. Такая концепция реализовывалась в обучении студентов специальности «Строительство железных дорог», которая затем была переименована в «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Организаторами и руководителями кафедр в прошлом являлись:«Общий курс железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Путь и путевое хозяйство» – первый ректор БелИИЖТа канд. техн. наук, доцент Петрукович А. А.; канд. техн. наук, доценты Скрежендевский Е. В., Смыков Е. К., Войтович Е. И., Бубликов Н. В.;«Строительное производство» – канд. техн. наук, доценты Моллот А. Г., Буй В. И., Нехорошев Ю. П.;«Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» – канд. техн. наук, доценты Довгелюк Н. В., Акимов В. И., Шульпенков В. М.;«Дороги и дорожно-строительные машины» – канд. техн. наук, доцент Бубликов Н. В.;«Строительство и эксплуатация дорог» – канд. техн. наук, доцент Бубликов Н. В.; канд. техн. наук, доцент Матвецов В. И.; канд. техн. наук, доцент Томберг К. И., а в настоящее время – канд. техн. наук, доцент Ковтун П.В.С 1992 года на кафедре открыта новая специальность «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Учебная деятельность: Количество учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой, с течением времени постоянно увеличивается. Сейчас оно включает в себя комплексы дисциплин, охватывающие различные аспекты технологии, содержания, организации, экономики и управления производством в области транспорта, автодорожного и железнодорожного строительства. За время существования кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» для качественной подготовки студентов коллективом преподавателей проделана большая работа по созданию и совершенствованию учебно-материальной базы кафедры. Кафедра имеет три аудитории и три учебных лаборатории, где имеется 65 единиц оборудования – действующих строительных и путевых механизмов, моделей и макетов. На кафедре созданы три специализированные лаборатории «Железнодорожный путь», «Путевые машины и механизмы» и «Дефектоскопия». Они оснащены современным оборудованием. Имеются экспонаты, которые единственны в своем роде для стран СНГ, например, модель машины для смены стрелочных переводов. В лаборатории «Дефектоскопия» установлены образцы ультразвуковых дефектоскопов.       Лаборатория «Путевые машины и механизмы» оснащена макетами путевых машин, а также действующими моделями.       Лаборатория «Железнодорожный путь» оборудована макетами стрелочных переводов различных конструкций, макетами поперечных профилей железнодорожного пути и его элементов.       Большое значение в процессе формирования практических навыков у студентов-путейцев имеет учебный стрелочный перевод, находящийся в составе лабораторного комплекса кафедры.       Созданная материально-техническая база кафедры обеспечивает качественное проведение учебного процесса, подготовку высококвалифицированных специалистов в области устройства и содержания транспортных объектов. Много внимания уделяется непрерывности процесса обучения. По каждой дисциплине на лекциях студенты знакомятся с последними достижениями науки и техники по вопросам устройства, содержания, технического обслуживания и ремонтов пути; строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог; современными технологиями производства дорожных работ; новой системы ведения путевого хозяйства; повышения надежности и долговечности, а также продления срока службы отдельных элементов железнодорожного пути и автомобильных дорог в целом. Особое внимание уделяется ознакомлению студентов со сложными, перспективными и часто еще не решенными до конца вопросами науки и дорожной техники, так как именно они инициируют творческий интерес у будущих инженеров. В связи с постоянным ростом уровня техники, совершенствованием технологии и организации производства студенты постоянно знакомятся с изменениями в нормативно-технической документации с целью максимального приближения знаний, получаемых в учебных аудиториях к реальной производственной деятельности. При этом в обязательном порядке акцентируется внимание на вопросах безопасности движения поездов и автомобилей, охраны труда, техники безопасности, экологии и охраны природы. Знания, полученные на лекциях, закрепляются на лабораторных и практических занятиях, в процессе выполнения курсовых работ и проектов, на производственных и преддипломных практиках, на студенческих научно-технических конференциях, а также при разработке дипломных проектов. Студенты активно участвуют в университетских и международных научно-технических конференциях под руководством сотрудников кафедры и руководящих работников дорожной отрасли, путевого хозяйства Белорусской и других железных дорог. Отдельные студенты пробуют свои силы и выступают на конференциях с самостоятельными докладами и предложениями. Помимо участия в хоздоговорных и госбюджетных научно-исследовательских работах студенты могут заниматься и изобретательской деятельностью, в том числе по созданию новых технологий. В соответствии с профилем специальностей разработаны различные направления научно-исследовательской работы. Особенно интенсивно и плодотворно ведутся научные исследования в области совершенствования конструкций стрелочных переводов, улучшения работы предприятий автомобильно-дорожного комплекса.Методическая работа:Главными методическими новшествами, внесенными преподавателями кафедры в учебный процесс, явились: широкое внедрение научных и учебных исследований студентов в учебный процесс; 100%-ный охват студентов компьютеризацией при выполнении курсовых и дипломных проектов; широкое внедрение в учебный процесс оптимизации инженерных решений на основе применения экономико-математических методов; широкое применение на учебных занятиях разнообразных технических средств обучения; проведение занятий организационно-управленческого цикла дисциплин с использованием деловых игр; применение тестирования студентов по учебным дисциплинам.Кроме того, в активе кафедры:- защита дипломных проектов выпускниками на иностранных языках;- проведение производственных практик на наиболее важных и сложных в инженерном отношении объектах – от Минской кольцевой автодороги до горно-обвальных участков Закавказья, строительства Байкало-Амурской магистрали, железных дорог в Западной и Восточной Сибири, автомобильной дороги Чита-Хабаровск;- перенос части учебного процесса (практических и лабораторных занятий, защиты дипломных проектов) на производственные филиалы кафедры – предприятия Гомельского отделения Белорусской железной дороги, Гомельского городского дорожного ремонтно-строительного треста.Широкая профессиональная ориентация выпускников в сочетании с многогранной тематикой курсовых и дипломных проектов на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог» открывает обширные возможности перед ними для приложения своих знаний в дорожно-строительных управлениях и трестах, строительно-монтажных поездах (СМП), дистанциях пути (ПЧ), путевых машинных станциях (ПМС), научно-исследовательских лабораториях. Кафедра готовит студентов к активной и творческой профессиональной деятельности. Студентов учат сочетать широкую фундаментальную научную и практическую деятельности, прочно овладевать выбранной специальностью, непрерывно пополнять свои знания, практически применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления трудовым коллективом и навыками воспитательной работы.Руководители предприятий путевого хозяйства и дорожного строительства объясняют будущим инженерам специфику работы отраслей, помогают студентам детально разобраться с интересующими их вопросами.Кроме того, организуются экскурсии, лабораторные и практические занятия непосредственно на производстве, что способствует более широкому овладению студентами тонкостей получаемой профессии.Дипломники кафедры участвовали в строительстве БАМа, АЯМа, железных дорог на полуострове Ямал, в 70-е годы выезжали на практику в ГДР.Кафедра уделяет большое внимание производственным связям с министерствами и ведомствами Республики Беларусь. Постоянные связи с областными управлениями позволяют кафедре внедрять в производство разработанные и экономически обоснованные предложения по совершенствованию деятельности транспортных подразделений.Периодически ведущими преподавателями кафедры проводятся тематические семинары с участием руководящих работников транспорта.Ведущие специалисты производства участвуют в работе Государственной экзаменационной комиссии, рецензируют дипломные проекты, руководят производственной практикой студентов.Расширение спектра дисциплин, закрепленных за кафедрой в связи с введением новых специализаций, потребовало новых учебно-методических разработок. Основными из них являются: «Организация строительства автомобильной дороги» (автор Нехорошев Ю. П.), «Управление производством на автодорожном и железнодорожном строительстве (включая АСУС)» (авторы Томберг К. И., Клещенко О. К.), «Организационно-экономические особенности реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог» (автор Царенкова И.М.) и др.Организация производственной практики В период летней производственной и технической практики кафедрой, деканатом строительного факультета и ректоратом организовано прохождение производственной практики для студентов специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» на действующем объекте железнодорожного строительства – новой железнодорожной линии Нарын–Лугокан.Студенты-практиканты освоили различные путевые работы: сборка рельсощпальной решетки на механизированном и ручном стендах, балластировка и выправка путей.После длительных сборов, напутственных речей ректора и декана 2 июня мы отправились из Гомеля, чтобы ближайшие два месяца провести единым коллективом Пунктом прохождения практики стала станция Борзя, на которой развернута производственная база СМП-587 для строительства новой железнодорожной линии Нарын–Лугокан.День независимости Республики Беларусь был отмечен «покорением» самой высокой горы в округе, на вершину которой был водружен белорусский флаг 


Студенческий отряд, сформированный из студентов 4 и 5 курсов специальности «Автомобильные дороги» в период летней производственной практики 2009/2010 уч. года поехал в Забайкалье. Кстати, уже второе лето студенты специальности «Автомобильные дороги» строительного факультета работали на объектах корпорации в Российской Федерации.   

Название «Победа», отряд получил с легкой руки ректора БелГУТа, профессора Вениамина Ивановича Сенько в честь 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 65-летия Великой Победы Студенческий отряд был занят на строительстве участка федеральной автомобильной дороги Чита-Забайкальск, с обходом поселка Дарасун протяженностью 12,8 километра. В ноябре 2009 года по этому участку должно начаться движение. Строительный отряд – особый статус. В нем студенты не только работают, но и учатся жить в коллективе, а эта наука не из простых. На протяжении ряда лет во время летней производственной практики организовывается путейский стройотряд для работы на Белорусской железной дороге (Волковысская и Лунинецкая дистанции пути Барановичского отделения дороги). Отзывы о работе стройотрядов самые наилучшие. Летняя производственная практика студентов III и IV курсов организовывается на высоком уровне по согласованным рабочим программам. До 86% (2009 г.) студентов проходили практику на оплачиваемых должностях. Это самый высокий показатель по университету.

© БелГУТ Строительный факультет